вторник, 5 февраля 2013 г.

снятие с креста иконография

В центре композиции на фоне темного креста склоненное влево, обнаженное, мертвое тело Христа. Изогнутые линии его тела повторяются в очертаниях двух стоящих справа женских фигур и Иосифа (изображен на лестнице над Христом). Слева движение замыкают две выпрямленные женские фигуры. Одна из них Богоматерь, прильнувшая щекой к щеке сына. У подножия креста Иоанн и Никодим вынимают гвозди из ног Христа. Рядом на поземе стоит корзина. Внизу под желтой горкой черное отверстие пещеры с черепом Адама. На заднем плане зеленая Иерусалимская стена с двумя четырехъярусными шатровыми башнями. Фигуры легкие, очерченные гибкой линией. Лица с мелкими тонкими чертами. Вохрение плавью светлой охрой по оливковому санкирю. Красочная гамма построена на сочетании неяркой зелени, коричневато-красных тонов, светлой охры и отдельных звучных пятен киновари и белил. Надписи киноварные, поновленные. Фон и поля цвета слоновой кости со следами золота.

2 См. иконы из того же праздничного чина (см.  , ).

Из праздничного чина2. Последняя четверть XV века. Новгородская школа (?).

1 Иконография «Снятие со креста» восходит к ранней поре византийского искусства. Она создана на основании евангельского рассказа ( , , , ). Композиционная схема издаваемого произведения восходит к  иконостаса Троице-Сергиевой лавры (1420-е гг.), созданного Андреем Рублевым, Даниилом Черным и другими художниками их школы. Наиболее близкая стилистическая аналогия нашей иконы  8 (см. Н. Мнева, Древнерусская живопись Нижнего Новгорода. В кн.: «Государственная Третьяковская галерея. Материалы и исследования», II, М., 1958, стр. 32, 33).

Антонова, Мнева 1963: Последняя четверть XV в.Ростово-суздальская живопись 1970: Конец XV в.Алпатов 1974: Последняя четверть XV в.Лазарев 2000/1: Конец XV в.

Изображения с более высоким разрешением: (Подборка изображений икон издательства «Белый город»)

Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века.

Изображение воспроизводится по изданию:

Комментариев нет:

Отправить комментарий